Время действовать!

Цифровые технологии кардинально и невероятно быстро меняют нашу жизнь, влияя на бизнес, продукты, услуги, ежедневные потребности. Рушатся «гиганты», возникают новые рынки, бизнес-модели, профессии. В этом глобальном переходе в новую эру телекоммуникации играют свою уникальную роль. МГТС понимает текущие реалии и готова выйти на рынок новых цифровых бизнесов. Для этого внутри компании был сформирован Блок развития, перед которым стоят задачи найти и оценить новые направления, создать новые стандарты, услуги и продукты. «МТ» поговорил с руководителем Блока Артемом Блиновым и его коллегами – Марией Азаренко, Дмитрием Зиненком и Ильей Поповым – о том, что ждет компанию в новых цифровых бизнесах и какими они будут.

 

Инфраструктура телеком-бизнеса открывает невероятные перспективы для роста МГТС в digital-сфере: важно создать устойчивую долгосрочную стратегию развития приоритетных цифровых направлений, собрав блестящий портфель проектов для реализации. Поэтому сегодня мы ставим перед собой две приоритетные задачи: во первых, скорректировать стратегию компании в сторону цифрового бизнеса, во вторых, сформировать перечень проектов, которые не будут дублировать текущий телеком-бизнес.


И если основные постулаты стратегии развития будут сформированы и утверждены в первом полугодии текущего года, то о проектах мы можем рассказать уже сейчас. Они разделены на три больших направления: экосистема дома (Smart Home), городская инфраструктура (Smart City) и проекты, связанные с большими массивами данных (Big Data).

 

Smart Home – экосистема продуктов и сервисов для домохозяйства


Все мы не раз видели реализацию концепции «Умный дом» в кино: умная бытовая техника подключена к искусственному интеллекту, который решает, когда включить стиральную машину и какие продукты в магазине заказать к ужину. На практике это выглядит иначе.


Дмитрий Зиненок полагает, что главным в реализации этой концепции станет возможность использования одного и того же устройства для максимального количества задач. Например, в рамках запущенного МГТС и Мосэнергосбытом пилотного проекта у клиентов появятся умные счетчики, способные одновременно учитывать расход электроэнергии, передавать эти данные в единую систему учета, удаленно отключать неплательщиков и предоставлять доступ в Интернет, к телевидению МГТС и телефонной линии. И все это в одном устройстве!


Другой «пилот» обеспечит бесшовное Wi-Fi-покрытие в квартирах. В планах – создать программное решение, которое позволит сотрудникам МГТС удаленно мониторить качество сигнала Wi-Fi в квартире. В случае если сигнал окажется слабым, можно будет предложить абоненту улучшить его за счет установки дополнительного оборудования.

 


Еще один амбициозный проект «Умного дома» – создание домашнего видеомессенджера со встроенным голосовым ассистентом. На мировом рынке уже имеются подобные предложения (например, Amazon Echo), поэтому судьбу проекта должно определить качественное исполнение, нацеленное на стационарное использование. Видеомессенджер может стать частью устройства управления домом – SmartHub, который будет представлять собой ONT – Optical Network Terminal с расширенным функционалом. Кроме этого, в нем будет модем, поддерживающий технологию «Умного дома», и традиционный Bluetooth.


К слову, договоренности по разработке этого проекта уже заключены с компанией МТС, которая развивает собственный пакет услуг «Умный дом». Опытные образцы устройства появятся этим летом.

Дмитрий Зиненок: «В рамках запущенного МГТС и Мосэнергосбытом пилотного проекта у клиентов появятся умные счетчики электроэнергии, способные одновременно учитывать расход электроэнергии, передавать эти данные в единую систему учета, удаленно отключать неплательщиков и предоставлять доступ в Интернет, к телевидению МГТС и телефонной линии».

 

Smart City – «умные города» вырастают на телеком-инфраструктуре


На сегодняшний день существует свыше трех десятков концепций понятия «Умный город». Но всех их объединяет использование современных технологий для управления различными сферами жизни города в целях оптимального распределения различных ресурсов и обеспечения безопасности. Smart Сity – это идеально управляемый безопасный город, в котором жители, бизнес и городские структуры существуют как единый организм.


Для нас «Умный город» – это комплекс IT-систем, с помощью которого ведутся постоянный мониторинг, планирование и развитие важнейших структур города: дорог, мостов, туннелей, метро, аэропортов, портов, систем связи, водоснабжения, энергоснабжения, наземных зданий и подземной городской инфраструктуры и т. д.

 


«Умный город» облегчает жизнь горожан, помогая выполнять следующие функции:


• оказание госуслуг через порталы и автоматизацию многофункциональных центров;
• информирование граждан и контроль представителей госорганов (губернаторы, депутаты, инспекторы ГИБДД и т. д.);
• межведомственное взаимодействие между государственными и муниципальными службами;
• системы управления ключевыми показателями и информационные панели, агрегирующие данные по основным проектам и активностям;
• управление предприятиями ЖКХ и взаимодействие этих структур с населением;
• интеллектуальное управление частным и общественным транспортом.


При этом сам комплекс является не застывшей, а живой системой, в которой число запросов населения и услуг постоянно растет. Реагируя на эти запросы, инфраструктура в идеале создает устойчивую, но гибкую и дружелюбную современную среду обитания.


В связи с этим наиболее оправданным и дальновидным решением в реализации различных сервисов «Умного города» мы видим создание так называемого цифрового двойника Москвы, который представляет собой цифровое видение города в его постоянном развитии.

 

Илья Попов: «Наиболее оправданным и дальновидным решением в реализации различных сервисов «Умного города» мы видим создание так называемого цифрового двойника Москвы, который представляет собой цифровое видение города в его постоянном развитии».

 

Big Data. Данные – ядро цифровой трансформации


Россия – рынок номер один среди европейских стран по проникновению Интернета, а Москва – цифровой лидер среди столиц. Как только мы с вами освоили digital, мы day-by-day стали оставлять данные о себе, своем местоположении, своих интересах. Умные устройства (Internet of things - Iot), которых становится все больше, тоже оставляют невероятное количество данных.


Сегодня как никогда актуально высказывание Натана Ротшильда: «Кто владеет информацией – владеет миром».

 

Мария Азаренко: «Сейчас мы ищем наш, уникальный подход. Например, совместно с крупными игроками рекламного рынка идет процесс создания большой платформы наружной городской рекламы, основанной на данных МГТС».


МГТС является одним из крупнейших операторов таких данных, и именно данные являются центром цифровой трансформации. Поэтому сейчас мы готовим к реализации собственную data-стратегию и учимся на этой цифровой нефти зарабатывать. Например, создание глобальной городской платформы данных даст нам понимание потребностей и поведения пользователей: что им интересно, сколько и на что они готовы тратить и как им об этом рассказать, какие новые бизнесы создавать. А для телеком-бизнеса большие данные – серьезное подспорье для технического обновления. Анализ сетевого трафика в режиме реального времени подскажет, как оптимизировать и масштабировать свои сети.

 


Существует масса моделей монетизации данных, сейчас мы ищем наш, уникальный подход. Например, совместно с крупными игроками рекламного рынка идет процесс создания большой платформы наружной городской рекламы, основанной на данных МГТС.