За ответами – в музей. Кто такие телефонисты?

Телевидение пришло в музей


18 сентября в Музее истории телефонной связи прошла съемка передачи для телеканала «Россия – Культура». Программу из цикла «Забытое ремесло» посвятили профессии телефонистки.

 

Музей ПАО МГТС открылся почти сорок лет назад – 8 июля 1982 года, в канун 100-летнего юбилея Московской городской телефонной сети, но популярность его не только не снижается, но с каждым годом растет. Ведь поход в этот уникальный музей сравним с путешествием на машине времени. Здесь царство удивительных экспонатов – от телефонной трубки Белла и модели первой машинной АТС до оптоволоконных кабелей и современной технологии GPON.


Елена Качановская, сотрудник музея:
«Основные задачи нашего музея – приобщение к корпоративному духу компании, адаптация и обучение сотрудников, то есть наших коллег. Для развития корпоративной культуры, да и для расширения кругозора полезно знать, какой яркой историей обладает наша компания, чем она может гордиться. Но и для внешней среды музей интересен. Ведь очень важно и детям, и взрослым знать, что для нас сделали предыдущие поколения. В нашей стране были гениальные изобретатели, создавшие передовые технологии в области телекоммуникаций, и весь мир до сих пор использует их открытия».


 

Однако чем более компьютеризированными становятся технологии связи, тем больший интерес вызывают старинные приборы и то, как ими пользовались наши предки. Вот и канал «Россия – Культура» посвятил свою очередную программу о забытых профессиях работе телефонистки.
Съемки прошли в музее 18 сентября. Съемочная группа уделила внимание принципу работы телефонной связи позапрошлого столетия, особенностям профессии телефонисток.

 


До появления и всеобщего распространения автоматических АТС во всем мире использовались ручные телефонные станции на базе коммутаторов.
Соединения на коммутаторах устанавливали телефонисты, задачей которых было строгое выполнение определенного алгоритма: принять вызов от абонента, выслушать номер телефона для соединения, найти нужное гнездо на коммутаторе, убедиться, что установить связь возможно, проводом со штекерами соединить два гнезда, соответствующих номерам телефонов. Все это опытная телефонистка проделывала за 8 секунд. Работа монотонная, напряженная, а порой даже стрессовая. Ведь не всегда телефонистка слышала вежливое «Алло, барышня, будьте любезны…» – иногда владельцы телефонов капризничали, срывали на телефонистках плохое настроение. Именно из-за таких особенностей почти сразу после появления этой профессии телефонистов-мужчин стали вытеснять с рынка труда телефонистки-женщины.



В Российской империи работа телефонистки считалась престижной, И неслучайно. В среднем в месяц барышня получала 30 рублей, как квалифицированный рабочий.

 


С 1904 года телефонистки обслуживали довольно высокие коммутаторы, поэтому на работу брали девушек не ниже 155 см, чтобы они дотягивались до верхних соединительных гнезд. Кстати, «возрастную» категорию для этой работы старались не использовать – телефонистки не должны были быть старше 25 лет, чтобы и голос был нежный, и характер мягкий.



Руководители телефонных станций сделали ставку на то, что женщины в те времена были кроткие, выдержанные, им было проще найти подход к разным людям. Однако требования к телефонисткам при приеме на работу предъявляли высокие, отбор был жесткий. Например, работать телефонисткой могли лишь незамужние девушки или бездетные вдовы желательно благородного, дворянского происхождения, с приятным голосом, отличной дикцией, хорошей памятью, умением корректно вести себя в любых ситуациях.

 

 

«Женщины замужние, а тем более с детьми, для работы не годились, потому что, по мнению руководителей-мужчин, постоянно отвлекались на посторонние мысли. По морально-этическим соображениям не должны были замужние женщины работать в вечерние и ночные смены, как того требовала профессия. Кроме того, не брали в телефонистки и девиц с сомнительной репутацией. Благонадежность, с согласия соискательниц, проверяли через полицейские участки и даже с помощью опроса соседей.

В 1990-х годах профессия стала умирать. Частично телефонистки оставались на небольших местных телефонных станциях, к примеру, в больницах, в крупных учреждениях, научно-исследовательских институтах. К концу ХХ века профессия ушла совсем и была исключена из справочников профессий и должностей», – рассказала сотрудник музея Елена Дмитриевна Качановская.

 

По легенде, избавить мир от телефонисток первым решил Алмон Строуджер – владелец похоронного бюро в Канзас-Сити. Телефонные заказы перехватывал у Строуджера конкурент, жена которого работала телефонисткой и соединяла потенциальных клиентов с конторой своего мужа. Так из-за конкурентной борьбы первый патент на автоматическую телефонную станцию получил в 1889 году не специалист по электротехнике, а специалист по похоронам. Однако закат «ручной телефонии» наступил лишь спустя век.

 

Музей МГТС находится по адресу г.Москва, ул. Зорге, д.27. Любой сотрудник может записаться на экскурсию в сообществе «Новости МГТС» или через «Календарь событий МГТС» на корпоративном портале «Пульс».