Будущее наших городов

5 марта прошел День инноваций МГТС, главными темами которого стали создание «умного города» и потребность Москвы в такой инновации, как «цифровой двойник» города.в мероприятии приняли участие не только топ-менеджеры МТС, МГТС и АФК «Система», но и известные мировые эксперты в области «умных городов»: Майкл Милкин (Великобритания), Скотт Амикс (США) и Эдвард Янг (Корея). аналитик отдела развития МГТС Анна Жарова и PR-менеджер Ирина Басарева обсудили с экспертами их видение «умного города», его перспективы и возможные изменения городской среды.


Досье


Эдвард Янг – архитектор, урбанист-проектировщик и специалист по «умным городам». Член правления корейской ассоциации градостроителей и Университета урбанистики в Корее.
В данный момент Эдвард возглавляет центр Города будущего в государственном агентстве Южной Кореи по комплексному развитию водных ресурсов.

 



Майкл Милкин – президент британской ассоциации Smart City. Более 20 лет в индустрии. Имеет большой опыт в разработке стандартов для «умных городов», успешно завершил несколько проектов по внедрению технологий «умного города» по всему миру.

 

 


Скотт Амикс – эксперт по «умным городам», инновационным технологиям и индустрии 4.0. Скотт был удостоен награды «50 самых влиятельных специалистов в области «умных городов». В данный момент он создает глобальную сеть для «умных городов» в партнерстве с ООН, АСЕАН и другими международными организациями.

 

 


Анна Жарова (А.Ж.): Мой первый вопрос очень простой: что делает обычный город «умным городом»? Можете объяснить это максимально простыми словами для обычного человека, который сам не «варится» в сфере новых технологий?

 


Эдвард Янг (Э.Я.): Сейчас каждому более-менее понятно, что делает город комфортным для жизни. Но что делает город «умным» – вопрос, который порождает недопонимание в разных кругах. Лично я верю, что, если мы хотим делать «умный город», мы в первую очередь должны быть сфокусированы на том, чтобы это было максимально удобное для жителей пространство, с хорошей экологией, удобными дорогами, пешеходными переходами… Именно это определяет городскую среду как «умную», а не большие суммы денег, потраченные на сооружение каких-либо зрелищных конструкций.

 


Майкл Милкин (М.М.): У меня на самом деле есть четкое определение тому, о чем мы говорим. Основная цель любого города – высокое качество коммунальных услуг, высокий уровень жизни, стабильность, устойчивость к кризисам. И любое правительство, любые важные игроки в жизни города – все в конечном итоге стремятся именно к этому. И все они прекрасно понимают, что технологии и большие данные могут ускорить этот процесс. «Умный город» нельзя рассматривать как что-то отдельное. Поэтому главный вопрос:  насколько хорошо город умеет пользоваться новыми технологиями и большими данными, чтобы стать более комфортным местом для жизни людей. «Умный город» – это не про огромные инвестиции в технологии, это про понимание реальных проблем города и поиск наилучших решений из тех, что нам доступны.

 


Скотт Амик (С.А.): Я соглашусь с коллегами. На самом деле мне не нравится использовать термин «умный», потому что он рождает определенные ассоциации с «умными» устройствами. Я предпочитаю говорить «устойчивый». Главное ведь – зачем все это делается. И только потом уже – каким образом это делается. Слово «умный» относится не к «зачем», а к «каким образом». Какая задача у Сингапура к 2025 году? Они хотят более счастливый город. Чего хочет Дубай? Стать самым счастливым городом в мире. Все это отвечает на вопрос «зачем». Далее, как нам это осуществить? Очень часто решения принимаются не на основании данных и фактов, а на основании того, у кого больше власти и влияния. И в этом проблема. Если мы хотим более счастливый город – мы должны уметь принимать решения на основе имеющегося опыта или научных данных. Быть менее субъективными и более научно ориентированными.

 


Э.Я.: Таким образом, процессы принятия решений в обществе станут прозрачнее и понятнее. Если кто-то совершит ошибку и попытается это скрыть, правда сразу обнаружится. Создание «цифрового двойника» города – первый этап этого процесса.

 


А.Ж.: Можете рассказать о том, какие проблемы современного города можно решить, используя новые технологии? Какая польза от них обычному жителю?

 


М.М: Говоря о современных проблемах, важно всегда помнить, что инновации обычно имеют две стороны. Сейчас возникает много новых сервисов – приложения и тому подобное, но правительство всегда должно понимать, какие последствия они несут, понимать потребности всех слоев населения. Оно должно быть уверено, что, какие бы технологии ни пришли в нашу жизнь, они не должны усилить неравенство среди жителей или повлечь за собой другие проблемы.

Возьмем, например, Uber. Это гениальная новая бизнес-модель. Но ее появление также стало причиной определенного урона социальному устройству города, привело к тому, что многие люди потеряли рабочие места, к тому, что под вопросом оказалась безопасность пользователей и так далее. Правительство не должно решать, быть новым технологиям или не быть. Оно должно сказать: «Эй, а вот это действительно интересно. Это в любом случае так или иначе придет на рынок. Как мы будем с этим работать, чтобы свести к минимуму проблемы и развивать тот положительный эффект, который эта технология оказывает на жизнь города?»

 

С.А.: Я бы обратил внимание на несколько важных вещей. Во-первых, это прозрачность, о которой мы уже упоминали. Потому что обычному человеку, который платит налоги, очень важно понимать, куда дальше идут его деньги. Второй момент – это подотчетность. Если у меня перебои с электричеством или водоснабжением – кто именно за это несет ответственность? И третье – развитие новых продуктов и услуг. Это не значит, что разработкой продуктов и услуг займется государство. Наилучшим вариантом будет открыть доступ к собираемым городом данным. Это даст свободу различным стартапам и другим организациям самостоятельно определять, что будет востребовано. Есть прекрасный пример лондонского метро. Как только было принято решение открыть доступ к данным о транспорте, о расписании и т. п., сразу же стали появляться приложения, которые помогают людям планировать перемещения по городу. Эти приложения – не государственный проект. Задача государства – задавать стандарты и регулировать их выполнение. Но именно открытый рынок является драйвером всех инноваций.

 


Э.Я.: В Южной Корее в концепции «умного экогорода» Пусан было предложено подписывать с его жителями согласие на предоставление данных для их дальнейшего анализа и использования разными организациями, начиная с государственных структур здравоохранения, транспортной системы и т. д., и заканчивая частными компаниями. Возможно, это покажется угрожающим, но существуют очень строгие стандарты прозрачности относительно применения этих данных, чтобы они шли исключительно на пользу обществу. Я считаю, что такое осознанное согласие – важный элемент в создании «умного города».

 


С.А.: Есть интересный пример в одном из районов Орландо в США. Они собирают добровольцев, которые предоставляют свои персональные данные для долгосрочного исследования. Эти данные анализируются для системы здравоохранения. Цель исследования – давать в реальном времени практические рекомендации по улучшению качества и продолжительности жизни. В итоге люди смогут получать рекомендации, например, при посещении спортзала – какие упражнения в каком количестве им нужны. Также, например, после посещения ресторана – видеть аналитику по заказанным блюдам, их составу и энергетической ценности. Это попытка сформировать более здоровые привычки, чтобы дольше оставаться активным, здоровым и счастливым. Это пример того, какую пользу может получить от технологий обычный человек. На сегодняшний день свои данные в Орландо предоставляют тысячи человек.

 


Э.Я.: Или, например, я еду домой на машине, со мной случается какая-то непредвиденная ситуация, и IOT-сенсоры на дороге автоматически сообщают об этом в соответствующие службы, в больницу, в полицию, чтобы те приехали на помощь.

 


М.М: На данный момент большой вопрос – это время, через которое мы начнем получать заметную пользу от внедрения инноваций. В долгосрочной перспективе внедрение новых технологий сэкономит, например, системе здравоохранения большие средства и, с другой стороны, поможет сохранить здоровье жителей и сделать их счастливее. Инвестировать нужно сейчас, а результаты получишь только через 20 лет. Поэтому это очень сложный вопрос для политиков, которые избираются на гораздо более короткие сроки, – как решиться на финансирование такого долгосрочного проекта.

 


С.А.: Вот тут я бы хотел вмешаться. Есть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные выгоды от внедрения технологий. Возьмем, к примеру, эскалаторы. Во всем мире огромное количество эскалаторов. Что случится, если эскалатор внезапно сломается? Люди упадут. Но существуют сенсоры, которые могут отслеживать множество факторов: дым, влажность, скорость и так далее. Они могут предотвращать подобные несчастные случаи. И это пример что ни на есть краткосрочной перспективы.

Или возьмем обычный день жителя мегаполиса. Для него всегда актуален вопрос перемещения по городу: как я доеду туда-то, как я там найду то-то. Много видов транспорта, пересадки, пробки, задержки. Чтобы перемещаться быстрее, существует мониторинг загруженности дорог и улиц. В этом же направлении – экономии времени на ожидании в очередях в ресторанах, в больницах, где угодно – также поможет искусственный интеллект.

Более долгосрочные вопросы – воздух, которым дышит житель мегаполиса. Сейчас он сильно загрязнен. Это может быть большой проблемой для людей с астмой, например, и для будущих жителей города. Качество и уровень загрязнения воздуха необходимо отслеживать и регулировать в реальном времени. Еще пример: расследование преступлений. Я лично был свидетелем, как людей грабили, выхватывали кошелек из рук. Найти обидчиков помогут технология распознавания лиц, датчики движения, которые автоматически передадут информацию в полицию. Сейчас, когда я набираю 911 в Америке, мой звонок сначала направляется в единый национальный центр и лишь потом переводится в региональную службу. То есть существует задержка во времени, которую можно избежать за счет автоматической передачи информации. Так что прямых практических выгод для обычного человека очень много.

 


А.Ж.: Давайте попробуем подвести итог сказанному. Три слова, которые, на ваш взгляд, лучше всего описывают город будущего?

 


М.М: Определенно, это будет «счастье» и «здоровье», и третье – «сообщество». Это то, какими мы хотим видеть наши города, а технологии должны помочь нам в этом.

 


Э.Я.: Я собираюсь затронуть более фундаментальные вещи. Технологии служат свободе и развитию человека. Люди будут иметь больше возможностей раскрыть свой потенциал и ускорить развитие человечества как вида.

 


С.А.: Я вернусь к теме стабильности и устойчивости перед будущим. К сожалению, это будет больше, чем три слова: умение приспособиться к меняющимся потребностям общества. К примеру, одно из самых значительных изменений, которые нас ждут, судя по предсказаниям ученых-урбанистов, – это исчезновение парковок. Почему? Потому что придет время автономного транспорта, беспилотных и летающих автомобилей, экономики совместного пользования. Автомобили просто будут в постоянном движении, курсируя по городу.

Парковки для личного транспорта нужны будут только на въезде в город, где больше места и дешевле земля. То, что сегодня является городской парковкой, завтра может стать территорией для чего-то другого. Город должен стать трансформером, как робот. Меняться на основании потребностей жителей.